Бронетехника

bt5 45

БТ (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (2230-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Кристи.

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

Выпуск

Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года, когда были сданы последние 37 штук БТ-2. Благодаря преемственности конструкции, первые 16 машин были предъявлены военной приёмке уже 22 марта. Всего по итогам 1933 года было сдано 1005 единиц БТ-2 и БТ-5, однако в донесении, составленным военпредом ХПЗ, говорилось о том, что во втором полугодии, по сравнению с первым, значительно увеличился процент брака (9-41 % против 5-8 % машин в месяц). Улучшить качество сборки БТ-5 удалось только в середине 1934 года.

Башни машин первой серии были изготовлены из так называемой «технологической брони» (обычная сталь или незакалённая броня), всего было сдано 30 неброневых башен и 10 из незакалённой брони. Полностью заменить их броневыми удалось только в 1935 году.

Броневую сталь для башен подавали Ижорский (марки ПИ) и Мариупольский заводы (марки МИ). Оба типа башен имели 13-мм бронирование. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами — 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.

Броня МИ была двухслойная, что должно было обеспечивать большую пулестойкость по сравнению с однослойной бронёй ПИ. Всего «мариупольских» башен с малой нишей было выпущено 230 штук. Такие машины отправлялись в распоряжение учебных заведений и учебные батальоны механизированных бригад.

Но в июне-июле 1934 года, после обобщения данных об эксплуатации серийных БТ-5, было принято решение полностью перейти на ижорскую башню, изначально разработанную для установки на модернизированные танки Т-26, поскольку броня МИ обладала целым рядом скрытых дефектов, включавших сколы, трещины и недержание кромок. К тому моменту на Ижорском заводе была получена кремне-марганцево-молибденовая сталь повышенной вязкости, поэтому Постановлением Броневого Совета НКТП для производства танков БТ-5 принималась броня марки ИЗ.

Выпускался БТ-5 до конца 1934 года, причём на танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года, являющая улучшенным вариантом пушки 20К образца 1932 года. Всего произведено 1 884 машины.

Единственным государством, куда поставлялись танки БТ-5, была Республиканская Испания.

28 июля 1937 г. комдив Бокис подписал очередную справку на отправленное 17.07.37 г. имущество.

Машины БТ-5 линейн. с вооружением и ЗИП - 38;

То же, радио - 12;

Моторы М-5 с главным фрикционом в сборе - 50;

Коробок перемены передач к БТ-5 - 50;

Рация 71-ТК - 10 и т.д.

Производство БТ-5

1933 - 781

1934 - 1103

Кроме того, к 3 декабря 1939 г. один танк БТ-2, находившийся в составе 2-й Краснознаменной армии ДВФ, был переделан заводом в БТ-5.

Модификации

  • БТ-5 — линейный танк,
  • БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3),
  • БТ-5-ИС - в 1936 г. переделано 10 танков
  • БТ-5/В-2 — экспериментальный БТ-5 с дизельным двигателем В-2, также машина называлась БДТ-1
  • ХБТ-5 — химический танк, в 1936-37 гг переоборудовано 12 танков под оборудование ТДП-3 и один под огнемет.
  • РБТ-5 — ракетный танк,
  • БТ-5ПХ — танк подводного хождения.

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней сохранилось 8 экземпляров танка БТ-5. Танк имеется в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке.

Также БТ-5, поднятый со дна Невы и отреставрированный в 2007 году, можно увидеть в городе Кировск (Ленинградская область). Ещё один БТ-5 (мариупольская башня с малой кормовой нишей) в качестве памятника был установлен в городе Борзя, в настоящее время танк БТ-5 передан в музей города Чита.

Кроме того, 5 экземпляров танка БТ-5 установлены в качестве памятников в Монголии — на горе Баин-Цаган, в городахУндэр-Хан, Сумбер и др.

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Легкий танк БТ-5 не представлен широко в стендовом моделизме. Единственная сборная пластиковая модель-копия посредственного качества в масштабе 1:35 выпускается фирмой Звезда (Россия). Модели нескольких модификаций танка БТ-5 в масштабе 1:72 выпускает украинская фирма UM, также фирма "Звезда" выпускает модель в масштабе 1:100 в качестве игровой фишки-юнита для настольной игры "Великая Отечественная".

Модель танка БТ-5 можно приобрести вместе с 24 выпуском журнала «Русские танки». Сборная модель танка БТ-5 из бумаги, масштаб 1:35. Производитель «Умная бумага». Подвижные элементы: башня, пушка. Сборка модели происходит без использования ножниц и клея.Также пластиковая модель в данном масштабе производится фирмой Звезда.

Можно увидеть и сесть за рычаги БТ-5 в модификации «Освобождение 1941-45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance;

Танк БТ-5 присутствует в советской ветке танков игры WarThunder в обновлении 1.45

В фильме «Трактористы» Клим Ярко (актёр Николай Крючков) объясняет «что такое танки», в эпизоде показаны БТ-5 и БТ-7.

Сбор средств на постройку колонны был начат в середине декабря 1941 г. 27 мая 1942 года, в Нижнем Тагиле, танковая колонна «Социалистическая Бурят-Монголия» была передана командиру 19-го учебного танкового полка Уральского военного округа представителем республики Даниилом Болсохоевым.

На деньги собранные только трудящимися колхоза имени Сталина, Усть-Киранского сельского совета, Кяхтинского района были построены танки, которые принимали участие в освобождении Украины, Румынии, Венгрии, Чехословакии. 

 

изображение
СУ-100
Классификация истребитель танков
Боевая масса, т 31,6
Компоновочная схема боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 1944—1956
Годы эксплуатации с 1944
Количество выпущенных, шт. от 4772 до 4976, по разным данным
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Чехословакия
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9450
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2245
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая, гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 45 / 45°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 40—110
Борт рубки, мм/град. 45 / 0—20°
Корма рубки, мм/град. 45 / 0°
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10С обр. 1944 года
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 53,5
Боекомплект пушки 33
Углы ВН, град. −3…+20°
Углы ГН, град. ±8°
Прицелы телескопический ТШ-19, панорама Герца
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 310
Запас хода по пересечённой местности, км 140
Удельная мощность, л. с./т 16,4
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,80
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

СУ-100 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался, по разным данным, до марта 1946 или же до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено от 4772 до 4976 САУ этого типа.

Подробнее: Самоходная артиллерийская установка СУ-100
изображение
СУ-85 в Польше (справа не хватает одного катка)
СУ-85
Боевая масса, т 29,2
Экипаж, чел. 4
История
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 8150
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 40
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45
Борт корпуса (верх), мм/град. 45
Борт корпуса (низ), мм/град. 45
Корма корпуса (верх), мм/град. 45
Корма корпуса (низ), мм/град. 45
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 60
Вооружение
Калибр и марка пушки 85 мм Д-5Т
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 48
Подвижность
Тип двигателя дизель
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 400
Тип подвески Подвеска Кристи
СУ-85 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ), относящаяся к классу истребителей танков. СУ-85 активно и успешно использовались с сентября 1943 года до окончания Великой Отечественной войны.
Подробнее: Самоходная артиллерийская установка СУ-85

 

 

 

 

 Разработчик:
Страна: СССР
Первый полет: 1938
Тип: Средний тнк

 

 

 

 

Подробнее: Средний танк Т-60