Авиация
Категория: Истребители

    Разработчик: ОКБ Яковлева
    Страна: СССР
    Первый полет: 1942
    Тип: Истребитель

 

 

 

 

Описание и ЛТХ

Як-7Б М-105ПА представлял собой дальнейшее развитие серийного Як-7А и отличался от него более мощным вооружением и аэродинамическими усовершенствованиями. 

Вооружение Як-7Б состояло из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с общим боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140). Кроме того, в перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая. Вооружение успешно прошло испытания на Як-7Б N22-03 в июне 1942 г. Для отстрела вооружения было выполнено 25 полетов общей продолжительностью 7 ч 57 мин. Согласно постановлению ГКО от 10 мая 1942 г. Як-7Б выпускался без РСов. 

На Як-7Б были выполнены в полном объеме рекомендации ЦАГИ по улучшению аэродинамики. Помимо сделанного на Як-7А были осуществлены следующие мероприятия. 

Для более полного использования скоростного напора и повышения границ высотности самолета улучшены всасывающие патрубки двигателя. Вход в патрубки выполнен заподлицо с поверхностью зализов крыла и слегка отогнут вниз. Сетка наклонена и утоплена внутрь. Произведена герметизация каналов. 

Хвостовое колесо сделано полностью убирающимся по типу УТИ-26-2, гнездо для него в фюзеляже закрывалось двухстворчатыми боковыми щитками вместо одного лобового. Улучшена внешняя отделка самолета, а также подгонка щитков, зализов, лючков, секций капота двигателя и т.д. Для увеличения числа оборотов двигателя с 2350...2600, 2550...2700 об/мин, что было необходимо для улучшения взлетных и других характеристик самолета, из втулки винта вынуто регулировочное кольцо, в результате чего угол установки лопастей винта ВИШ-61П на малом газе уменьшился с 23 до 20*. 

Для снижения температур воды и масла до допустимых пределов и обеспечения тем самым возможности использования номинального числа оборотов двигателя на взлете, наборе высоты и в горизонтальном полете на максимальной скорости установлены усовершенствованные туннели водо- и маслорадиаторов. 

Стенки заслонки водорадиатора сделаны более высокими, благодаря чему ликвидированы "ножницы" между туннелем и заслонкой. Выходная часть туннеля маслорадиатора опущена вниз. 

Летные характеристики Як-7Б, несмотря на наличие мачты антенны радиостанции, установку нового вооружения, повлекшего более сильное искажение верхней секции капота двигателя и увеличение полетной массы по сравнению с Як-7А и УТИ-26-2, были значительно выше, чем у Як-7А и практически одинаковы с характеристиками УТИ-26-2.

После замены пулеметов ШКАС на УБС по мощности огня Як-7Б вполне соответствовал запросам фронта и мог быть более эффективно, чем Як-7А и другие самолеты, использован как по воздушным, так и по наземным целям. Секундная масса залпа достигла 2,72 кг/с и превосходила характеристику Як-1, Як-7 и Як-7А в 1,57 раза, ЛаГГ-З поздних выпусков - в 1,36 раза, МиГ-З - в 2,26...2,56 раза, Ла-5 - в 1,55 раза, Me-109F - в 2,87 раза и Me-109G-2 (трехточечный) - в 1,62 раза.

Эталон Як-7Б М-105ПА на 1942 г. (самолет N14-13) проходил совместные заводские и государственные испытания на аэродроме новосибирского завода N153 с 28 января по 5 февраля 1942 г.  В отчете по госиспытаниям Як-7Б отмечалось, что по сравнению с самолетом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным... В отличие от некоторых других истребительных самолетов, состоящих на вооружении ВВС Красной Армии, самолет Як-7 за время нахождения в серийном производстве непрерывно улучшался конструктивно и оснащался новым более мощным вооружением (РО, пулеметы УБС) и спецоборудованием (фара, приемо-передающая радиостанция, радиополукомпас и др.), не теряя при этом своих боевых и летных данных. Это положительное явление имело место благодаря умелому подходу к вопросу оснащения самолета новым вооружением и спецоборудованием и систематической работе ОКБ по улучшению летных данных серийных самолетов. 

На основании сравнения Як-7Б с ЛаГГ-3, МиГ-3, И-16, И-153 "Чайка", Me-109F, Me-110, He-100, а также с некоторыми американскими и английскими истребителями, поступавшими в Советский Союз, ЛИИ сделал заключение, что в отношении устойчивости и управляемости самолет Як-7Б М-105ПА не только не уступает, но и превосходит лучшие образцы отечественных и иностранных истребителей. 

После госиспытаний было принято решение ГКО о переводе серийного производства с Як-7А на Як-7Б. Самолеты Як-7Б М-105ПА выпускались на заводе N 153 с апреля по июль 1942 г. и всего был построен 261 самолет. Эти самолеты хорошо проявили себя в боях под Сталинградом и на Кубани.

Увеличение массы вооружения приводило к смещению центровки вперед и недопустимому уменьшению противокапотажного угла. Поэтому во избежание капотирования самолета с 20 мая 1942 г. в задней кабине устанавливался дополнительный бензобак, вместимостью 80 л (60 кг). Летчики были недовольны установкой такого бензобака, к тому же непротектированного, поскольку это увеличивало полетную массу и, следовательно, ухудшало летные качества самолета и, кроме того, увеличивало пожарную опасность. В период Сталинградской битвы этот бак был признан ненужным, и для облегчения его повсеместно снимали с самолетов без всяких на то указаний сверху. Официально это было санкционировано постановлением ГКО от 22 сентября и от 1 октября 1942 г. 

Командир и военком 202 иад Янсен и Лобан, давая оценку боевым качествам самолета Як-7Б по опыту использования, писали, что самолет Як-7Б по своим летно-тактическим данным и вооружению является наилучшим самолетом-истребителем ВВС КА, особенно в сравнении с самолетами ЛаГГ-З и МиГ-З. Самолет Як-7Б прост во всех видах техники пилотирования, в полете устойчив, прост в эксплуатации.

Из опыта многих воздушных боев можно сделать следующие выводы:

1. Як-7Б легко ведет воздушный бой с Me-109 на виражах и на вертикалях. На горизонтальных фигурах Як-7Б имеет преимущество и быстро заходит в хвост Me-109. По горизонтальным скоростям Як-7Б и Me-109 одинаковы.

2. От Me-109F Як-7Б отстает на вертикальных фигурах. Объясняется это тем, что Як-7Б медленно набирает скорость, а Me-109F "ходит за газом". По горизонтальной скорости Як-7Б уступает Me-109F, на пикировании также отстает, хотя практически по горизонтали и на пикировании нашим летчикам приходилось гнаться за Me-109F очень короткое время, поэтому полных выводов сделать нельзя. Возможно, при продолжительном горизонтальном полете и пикировании Як-7Б может догнать Me-109F. 

Основные недостатки Як-7Б: 1. Тяжел, что затрудняет быстрый набор скорости. 2. Имеет большое сопротивление за счет водяного и масляного радиаторов. 3. Не имеет обзор назад. 4. Плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не дает возможности летать с закрытым колпаком. 5. Двигатель (особенно не форсированный) не соответствует по своей мощности массе самолета. 6. При стрельбе приходится снимать руку с сектора газа и переносить на гашетки, что ухудшает управление самолетом, а также сбивает точность прицела. 7. Длины пробега и разбега самолета велики, что требует хороших "площадок" по длине . 

Як-7Б с форсированным двигателем М-105ПФ являлся фронтовым истребителем и отличался от своего предшественника Як-7Б М-105ПА, главным образом, мощностью двигателя, увеличенной со 1050 до 1180 л.с. Повышение мощности у земли и на средних высотах было достигнуто за счет изменения регулировки автоматического регулятора наддува Р-7 в сторону увеличения давления наддува p_k с 910 до 1050 мм рт.ст. 

Для обеспечения надежной работы на форсированном режиме были усилены поршневые пальцы и изменена регулировка карбюраторов. Других конструктивных отличий от М-105ПА двигатель М-105ПФ не имел.

Инициатива форсирования по наддуву двигателя М-105ПА принадлежала ОКБ А.С.Яковлева, которое в начале 1942 г. на серийном самолете Як-7А N22-41 провело эксперименты по увеличению давления наддува двигателя последовательно до 950, 1000 и 1050 мм рт.ст. и по определению в полете влияния, которое оказывало это увеличение на максимальную скорость и другие характеристики самолета. 

Результаты экспериментов оказались весьма обнадеживащими и послужили основанием для принятия правительственного решения, обязывающего В.Я.Климова в кратчайший срок осуществить перевод двигателя М-105ПА с нормального на форсированный режим работы. 

Кроме установки форсированного двигателя на самолет Як-7Б (с 22-й серии) осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение аэродинамики и уменьшение полетной массы самолета, в основном за счет улучшения и облегчения элементов конструкции, без уменьшения прочности и нанесения ущерба боевым и эксплуатационным качествам самолета. 

Главные изменения были следующие: облегчена ферма фюзеляжа; упрощен и облегчен механизм подъема сидения (сидение регулировалось только на земле); установлена новая мягкая и более легкая спинка сидения, плексиглас на откидном колпаке задней кабины заменен на фанеру; сняты причальные узлы; облегчены каркас и обшивка куполов колес в крыле; заново выполнена опалубка фюзеляжа, облегчено шасси (убраны буксировочные кольца, установлены новые верхние стаканы и полуоси; сняты реактивные орудия и проводка к ним; в связи с форсированием двигателя во втулку винта введено дополнительное регулировочное кольцо, в результате чего угол установки лопастей винта на малом шаге увеличен с 20 до 23*; снята система пневмоперезарядки пушки. 

По вооружению отличий от Як-7Б М-105ПА не было; по спецоборудованию разница состояла лишь в том, что кабина летчика была выполнена в полном соответствии с требованиями к стандартной кабине истребителя. В отчете по госиспытаниям Як-7Б М-105ПФ отмечалось, что по своему объему и размещению, равно как и по культуре монтажа, спецоборудование самолета Як-7Б стоит на одном из первых мест среди аналогичных типов самолетов как отечественного производства, так и самолетов противника. 

У Як-7 с М-105ПФ стала меньше дальность полета на скоростях, близких к максимальным. Так, на скорости 0,9 максимальной на второй границе высотности дальность уменьшилась с 700 до 645 км. Однако на режимах работы форсированного двигателя, сходных с режимами М-105ПА, дальность полета практически не изменилась. 

Як-7Б N22-41 с установленным на него форсированного двигателя М-105ПФ проходил госиспытания в НИИ ВВС с 30 мая по 9 июня 1942 г. Было выполнено 36 полетов общей продолжительностью 23 ч.

В 1943 г. на новосибирском заводе были проведены контрольные испытания 13 самолетов Як-7Б М-105ПФ - на 0,6 мин меньше. На основании анализа полученных данных был сделан вывод о том, что в 1943 г. новосибирским заводом постановления ГКО от 2 ноября и 9 декабря 1942 г. по максимальным скоростям Як-7Б с форсированным двигателем выполнены. 

В том же 1943 г. проводились совместные (ОКБ и ЛИИ) испытания Як-7Б 31-й серии (N31-01) с форсированным двигателем.

Основные отличия самолета: антенна и мачта антенны убрана внутрь фюзеляжа; носки крыла и оперения отполированы на 30% хорды; установлены реактивные выхлопные патрубки двух вариантов: ОКБ - 8 шт. и НИИ ВВС - 12 шт. Патрубки заключены в обтекатели по типу Me-109; произведена тщательная герметизация кока винта и всего самолета для исключения протоков воздуха и уменьшения сопротивления; улучшена подгонка находящихся в потоке воздуха деталей; произведены работы, обеспечивающие полную уборку в полете хвостового колеса размером 300х125 мм, гнездо для него закрывалось двухстворчатыми щитками; ликвидированы щели между рулями и т.д. 

Проведенное улучшение аэродинамики Як-7Б М-105ПФ давало ему преимущество перед трехточечным Me-109G-2 у земли на 23 км/ч и на высоте 1000 м - на 16 км/ч. На высоте 5000 м Me-109G-2 превосходил в скорости Як-7Б М-105ПФ на 23 км/ч. Выше 5000 м преимущество в скорости Me-109G-2 становилось еще более заметным и достигало 80 км/ч. 

Як-7Б М-105ПФ серийно выпускался на двух заводах - новосибирском N153 с августа 1942 г. (с 22-й серии) по декабрь 1943 г. (по 50-ю серию) и на московском N82 - с мая 1942 г. (с 1-й серии) по июль 1944 г. (по 28-ю серию). Самолеты завода N82 имели полетную массу на 25...30 кг больше, а максимальную скорость на 15 км/ч меньше, чем самолеты завода N153. 

Всего выпущено 5120 самолетов Як-7Б М-105ПФ. Впервые они приняли участие в боевых действиях в августе 1942 г. под Сталинградом. 

Непосредственно на фронте бригадой ОКБ А.С.Яковлева была выполнена работа по улучшению обзора назад из кабины Як-7 М-105ПФ - срезан гаргрот, фонарю придана каплеобразная форма. С 17 ноября по 13 декабря 1942 г. на Северо-Западном фронте в 42 иап (командир Ф.И.Шинкаренко) 240 иад 6 ВА проводились войсковые испытания на боевое применение. 

Итоги испытаний: 242 самолето-вылета, 6 воздушных боев, сбито 4 самолета противника, в том числе: Me-109F - 2, He-126 - 1 и FW-189 - 1; свои потери - один Як-7Б. Кабина с улучшенным обзором получила положительную оценку летчиков и была рекомендована для применения на всех самолетах истребительного типа.

Самолеты Як-7Б М-105ПФ, предназначенные для работы в системе ПВО, дополнительно оборудовались радиополукомпасом РПК-10, посадочной фарой ФС-155 на левой консоли крыла и электросветовой сигнализацией убранного положения шасси. Як-7Б МПВО выпускались в следующих количествах: каждый 10-й, каждый 100-й или сериями по 5...10 машин. В систему ПВО ежемесячно поставлялись 20 самолетов Як-7Б.

ЛТХ:

Модификация   Як-7Б
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   8.50
Высота, м   2.75
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг  
  пустого самолета   2490
  нормальная взлетная   3010
Тип двигателя   1 ПД М-105ПФ
Мощность, л.с.   1 х 1180
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   514
  на высоте   570
Практическая дальность, км   645
Скороподъемность, м/мин   862
Практический потолок, м   9900
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов) и
 два 12.7-мм пулемета УБС с боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140).
 в перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая.

 

Боевое применение

Описание боев с участием Як-7 и Як-9 начнем с 30 декабря 1942 года. Во время вылета на штурмовку вражеских позиций в районе Грузина (Ленинградский фронт) четыре Як-7Б из 283 ИАП встретили два бомбардировщика Не-111 и сбили один из них.
Но не под Ленинградом в это время решалась судьба войны. Основные бои велись на юге. 23 июля 1942 года пять Як-7 из 296 ИАП, атаковали группу из шести Ju-88. Сильный оборонительный огонь стрелков немецких бомбардировщиков долго не позволял истребителям добиться успеха. В конце концов после нескольких атак, одному из пилотов, мл. лейтенанту М.И.Памятину удалось сбить один из бомбардировщиков. Однако и его самолет получил несколько попаданий в радиаторы, и пилоту пришлось совершать вынужденную посадку.

Именно здесь, на дальних подступах к Сталинграду, прославился 434 ИАП под командованием Клещева. 26 июля 1942 года пилоты этого полка, имеющего на своем вооружении Як-7Б, сбили в одиннадцати воздушных боях 34 вражеских самолета.

Предчувствие крупного успеха возникло после боя проведенного семью Як-7, под командованием капитана В.П.Бабкова. В районе Калача они перехватили группу вражеских самолетов, состоящую примерно из 50 Ju-87, которые направлялись для бомбежки переправы через реку Дон. Задача советских истребителей облегчалась тем, что немцы шли без прикрытия. В первой неожиданной атаке было сбито пять "Штук", потом еще четыре и, наконец, еще две. Як-7 вернулись на свой аэродром без потерь. Подобного же успеха добились в этом районе и восемь других Як-7 под командованием капитана Избинского, из того же 434 ИАП. На этот раз соотношение советских и немецких истребителей было более равным - тринадцать немецких бомбардировщиков прикрывало девять Bf-109. Избинский разделил свои машины на две группы. Первая, под его командованием атаковала бомбардировщики и уничтожила пять из них. Другой группе, состоящей из двух пар, которая связывала боем "Мессершмитты", так же удалось добиться двух побед. Все Як-7, хотя и со значительными повреждениями, но вернулись на свой аэродром. В этот же день в других воздушных боях летчики 434 полка сбили 16 немецких самолетов. По два, либо три сбитых самолета к концу дня имели капитан Бабков, лейтенанты Н.А.Карначенок и Савельев. Было потеряно только три Як-7, но все пилоты выпрыгнули с парашютом и вскоре вернулись в свою часть.

Еще одного успеха добилась большая группа Як-7Б из 288 НАД - 5 сентября 1942 года, ею были сбиты три Bf-109 и два Ju-88. Пилоты подполковника С. Ф.Коновалова не понесли при этом никаких потерь.

Останемся пока на юге. 16 сентября 1942 года пилоты Клещева пополнили свою коллекцию сбитых немецких самолетов еще несколькими машинами. Одиннадцать Як-7Б под его командованием осуществляли воздушное прикрытие войск в районе железнодорожной станции Котлубан. Здесь они встретили крупную группу немецких самолетов из пятидесяти Ju-87 с прикрытием из нескольких пар Bf- 109. Немецкие истребители допустили ошибку, заняв позицию на большом отдалении от охраняемых бомбардировщиков. Прежде чем они подоспели им на выручку, Иван Клещев и Долгушин сбили по одному Ju-87. После этого завязался бой с агрессивно настроенными "мессершмиттами". Клещев снова одержал победу: он и Якимов сбили по одному Bf-109. Немцам удалось сбить один Як-7. Отсутствие информации о других сбитых Ju-87, позволяет предположить, что советские пилоты все же не выполнили задания, допустив бомбардировку своих войск.

На следующий день, 17 сентября 1942 года, 434-й истребительный, снова встретился в бою с Ju-87 и Bf-109. На этот раз группой Як-7Б командовал капитан Избинский. В ее состав входили такие опытные пилоты, как С.Ф.Долгушин, Котов, В.И.Гаранин, Кошелев, Прокопенко и Н.А.Корнашенок (любопытный список, если принять о внимание, что в то время пилоты из Jagdgeschwadern редко позволяли молодым советским пилотам-истребителям совершить более десяти боевых вылетов) и несколько молодых пилотов. Бой развивался по тому же сценарию, что и накануне: сначала по одному Ju-87 сбили И.И.Избинский и Карнашенок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Bf-109, было сбито два этих немецких истребителя, один лейтенантом С.Ф.Долгушиным, другой старшим лейтенантом Ф.Ф.Прокопенко. Погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата - объятый пламенем упал истребитель одной из четырех девушек, служивших в 434 ИАП - Клавдии Нечаевой. Из документов 16-й ВА известно, что 17 сентября 1942 года, пилоты полка Клещева выполнили 65 боевых вылета и уничтожили семь вражеских самолетов.

18 сентября 1942 года четыре группы Як-7Б из 434 ИАП обеспечивали воздушное прикрытие железнодорожной станции Котлубан. В группе А.Ф.Семенова были: капитан Степан Микоян (сын наркома А.Микояна), С.Ф.Долгушин и Лукий. Тремя другими группами командовали: И.И.Избинский, А.П.Шышкин и Баклан. На эту дюжину советских истребителей напали девять Bf-109, которые имели своей задачей оттянуть их от охраняемого объекта. Однако немецкая атака не удалась - немцами был потерян один "мессер", которого сбил В.И.Гаранин.

В этот же день, восемь истребителей направленных в другой район для патрулирования, заявили об уничтожении двух Ju-87. Группа А.Ф.Семенова, которая находилась над станцией Котлубан, была наведена на немецкий разведчик FW-189 и ведущий группы сбил его.

Сразу же после этого группа была вынуждена пойти на посадку, так как у нее заканчивалось горючее. После заправки, тринадцать Як-7Б, ведомые И.И.Избинским стартовали вновь. Это был период, когда советским истребителям не приходилось искать врага - в небе находилось множество самолетов. Вблизи от Сталинграда, истребители натолкнулись на группу "юнкерсов" находящихся под прикрытием Bf-109. Два бомбардировщика удалось сбить, но в погоне за остальными погиб второй сын Анастаса Микояна - Владимир. Молодой восемнадцатилетний лейтенант имел за плечами только несколько боевых вылетов. В своем последнем бою уму удалось сбить одного "юнкерса", однако сразу же после этого, его Як-7Б был расстрелян двумя Bf-109.В этот день 434 ИАП отправил на землю 19 самолетов противника, но, увы, погибло и несколько пилотов полка.

На следующий день, 16-я ВА потеряла только один самолет, но это был Як-7Б командира 434-го полка Ивана Клещева. Обожженному пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом. В тот же день, то есть 19 сентября 1942 года Яки-7Б этого знаменитого полка сбили 15 самолетов противника. Успешными были и двое следующих суток: 21 сентября двенадцать Як-7Б, ведомых капитаном А.И.Якимовым, перехватили пятнадцать Ju-87 с сильным эскортом из десяти Bf-109. Советские пилоты заявили об уничтожении семи вражеских машин (информация о собственных потерях неизвестна). На завтра, пара Як-7Б под командованием И.И.Избинского сбила три бомбардировщика - отличились М.А.Гаран, А.П.Шишкин и Н.А.Карнашенок. К сожалению, в этом бою Карнашенок погиб. Это был герой Советского Союза, опытный пилот, имевший на своем счету более десятка сбитых самолетов противника.

20 августа 1942 года в бои под Сталинградом была введена 288-я ИАД, полностью оснащенная Як- 7Б. Хотя она и не добилась таких значительных успехов как 434-й ИАП, она так же внесла свой вклад в победу в небе над Волгой. Наиболее результативным, из полков входящих в эту дивизию был 4-й ИАП - с 7 по 12 сентября его пилоты сбили 29 вражеских самолетов, потеряв девять своих Як-7Б.

27 сентября 1942 года, в 8 часов 50 минут, взлетело двенадцать Як-7Б ведомых самим командиром 288-й ИАД - подполковником Коноваловым. К северо-западу от Сталинграда, на высоте 4000 м они встретились с группой Ju-88, шедшей под сильным эскортом из двадцати двух Bf-109. В первой атаке советские пилоты сбили два "юнкерса", а остальные рассеяли. Несколько позже в бою с Bf-109, подполковник Коновалов, капитан Мякишев и лейтенант Головчинский, сбили четыре немецких истребителя. О потерях с советской стороны неизвестно.

В январе 1943 года тяжелые бои шли не только под Сталинградом, но и на севере Советского Союза. 15 января 1943 года в районе Великих Лук, семь Як-7 из 653-го ИАП под командованием майора Г.Прокофьева осуществляли патрулирование. В этом полете произошел исключительный случай в истории воздушных боев, описанных советскими авторами. Вышеупомянутые Яки -7Б столкнулись с шестью Bf-109. Что же в этом исключительного, можно было бы спросить. А то, что советских истребителей было больше! (Обычно в мемуарах летчиков-истребителей на протяжении всей войны описывались ситуации как в песне Владимира Высоцкого "Я - Як -истребитель": "Их - восемь, нас - двое".) И они это преимущество использовали - два "мессершмитта" сбил лейтенант Якуба, по одному капитан Капаштин и старший лейтенант Ветров, пятая немецкая машина была засчитана как групповая победа. Хотя историк и привел время патрулирования, с 13 часов 37 минут до 14 часов 45 минут, но ничего не упомянул о собственных потерях.

23 февраля 1943 года во время боев над Демянским котлом, тяжелые потери понесла эскадрилья Як-7 из 42-го ИАП, под командованием Н.Тихонова. Во время попытки атаки немецких бомбардировщиков, они были перехвачены пятнадцатью Bf-109 и несколькими FW-190. На этот раз получилась ничья. Советским летчикам удалось сбить два FW-190, но они сами понесли потери - два Як-7 вместе с пилотами: А.Легачков после прыжка с парашютом утонул в озере Ильмень, а старший лейтенант В.Сафоненко попал в плен, из которого был освобожден только в июле 1944 года. В другом, произошедшем в этот же день, воздушном бою участвовали семь Як-7 и десять FW-190. Сбитый в этой схватке В.Крутиков побил своеобразный рекорд: в боях над "рамушевским коридором" он в третий раз спасался, выпрыгивая с парашютом.

15 марта 1943 года. Ожесточенные воздушные бои возникали над переправами через реку Ловать. Так восемь Як-7Б из 875-го ИАП, ведомых командиром эскадрильи капитаном М.С.Гордеевым вступили в бой с семнадцатью Ju-87, прикрываемыми четырьмя FW-190 и четырьмя Bf-109 . Часть Як-7 напала на бомбардировщики, а остальные четыре машины схватились с истребителями прикрытия. Советские пилоты сбили три немецких истребителя и один Ju-87. На следующий день, 16 марта, полк так же провел несколько успешных воздушных боев. Один из них увенчался особенным успехом: восемь Як-7Б перехватили над переправами двенадцать Ju-87 и уничтожили семь из них. Это был исключительно удачный день для трех пилотов 875-го ИАП и 271-го ИАП, воевавших на Як-7Б - старший лейтенант П.И.Муравьев и лейтенант И.А.Ильченко сбили по три вражеских самолета, а младший лейтенант П.М.Вострюхин уничтожил четыре машины.

21 апреля 1943 года. Як-7 воевали и в составе морской авиации. В этот день две эскадрильи Ил-2 вылетели на задание по уничтожению плавсредств в Нарвском заливе. Их непосредственное охранение обеспечивали восемнадцать Як-7. Дополнительное прикрытие осуществляла группа, состоящая из двенадцати Ла-5 из 4-го ГИАП. Над водами Балтики разыгралось 45-ти минутное воздушное сражение с немецкими и финскими самолетами. Советские летчики выиграли его со счетом 19:6. Авиация Балтийского флота потеряла два Ил-2, три Як-7 и один Ла-5. Согласно советским источникам было уничтожено четыре финских Fiat- G50 и один Buffalo, остальными были Bf-109 и FW- 190. В финских публикациях потери описывались иначе. Финны подтверждают потерю двух Buffalo - один BW-354 был сбит в воздушном бою, другой BW-352 зенитным огнем. Удивительно, но они также заявляют о том, что ими было сбито: десять Як-1, пять ЛаГГ-3 и четыре Ла-5.

Шесть Як-7Б из 18-го ГИАП приняли активное участие в уничтожении 5 мая 1943 года примерно десятка вражеских самолетов на аэродроме Алсуфьево в районе Брянска. Главную работу выполнили восемь штурмовиков Ил-2, под командованием капитана А.Я.Суворова.

22 мая 1943 года шесть FW-190 из JG54 сбили два Як-7 из 21-го ИАП Балтийского флота. Оба советских пилота: сержант П. А.Замыко и лейтенант И.А.Черниченко погибли.

Май 1943 года был периодом жестоких воздушных боев над оборонительным рубежом, известным под названием "Голубая линия". 26 мая 1943 года шесть Як-7Б из 43-го ИАП, ведомых командиром части майором А.А.Дорошенко, атаковали аэродром Анапа. Источником информации о результатах этого налета послужили пленные, захваченные несколькими днями позднее. Они подтвердили уничтожение, либо повреждение девяти самолетов, а так же цистерны с горючим.

И снова вернемся на север, в район Ленинграда. Вечером 30 мая 1943 года, произошла крупное воздушное сражение над Осиповичами. Советские посты наблюдения обнаружили группу немецких самолетов из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, эскортируемых двадцатью FW-190 и Bf- 109 . Первой на их перехват, в 20 часов 16 минут, взлетела группа капитана С.Г.Литаврина. Через шесть минут они вступили в бой с немецкими истребителями. С этой минуты обе стороны наращивали количество самолетов задействованных в этом сражении. Советская сторона подняла истребители из 275-й и 240-й НАД. Когда шесть Як-7Б из 86-го ГИАП, под командованием капитана Короткова, приблизились к группе из четырнадцати Не-111, путь им преградили два FW-190 , однако младший лейтенант И.К.Сомов сбил одного из них, несколько позднее ему же удалось послать на землю Не-111. Второго "хейнкеля" из этой группы уничтожил тараном старший лейтенант Горохов, но после этой атаки его Як-7Б был настолько сильно поврежден, что пилоту пришлось спасаться на парашюте. Шесть других Як-7Б из 86-го ГИАП, которые вел старший лейтенант А.Н.Деркач, добрались до "хейнкелей" не имевших прикрытия, и ведущий лично сбил два из них. Всего в воздух было поднято 79 советских истребителей, 45 из которых вступили в бой. Они уничтожили семь бомбардировщиков и одиннадцать истребителей противника. Собственные потери составили три Яка.

5 июля 1943 года в первые дни Курской битвы, отличился пилот 54-го ГИАП младший лейтенант В.К.Поляков, который на своем Як-7 уничтожил два Не-111, один из которых тараном, после чего, правда, был вынужден спасаться, выпрыгивая с парашютом из поврежденной машины.

Одним из полков, которые особо отличились во время Курской битвы, был 65-й ГИАП. 12 июля 1943 года группа Як-7Б, под командованием капитана В.Кубарева, наткнулась на немецкие бомбардировщики Ju-87 под охраной FW-190. В бою, который развернулся в районе Крутогорья над Окой, Г.Гузков, сбил "Штуку", а младшие лейтенанты Вершков и Попов по одному "фокке-вульфу". Самолет, уничтоженный Поповым, упал около Олтухова. В этот день пилоты 65-го ГИАП уничтожили пять вражеских самолетов в десяти воздушных боях, еще два самолета на своем Як-7 сбил капитан В.Кубарев.

В этот же день восемь Як-7Б из 3-го ГИАП под командованием капитана А.Кривушина столкнулись с восемнадцатью Bf-110 из ZG I, которые эскортировали восемь Bf-109. Немцы потеряли пять машин. 14 июля отличились пилоты 20-го ИАП из 303-й ИАД (это знаменитая дивизия, в состав которой входили славный 18-й ГИАП и полк "Нормандия-Неман"). Шесть Як-9 сопровождали штурмовики Ил-2. Во время полета к цели они столкнулись с двадцатью двумя Ju-88, которых прикрывали четыре FW-190. Пара М.Точкова связала боем немецкие истребители, другая пара - младшего лейтенанта Зверева, осталась охранять штурмовики, а за главную работу взялись Н.Свидченко и младший лейтенант Стебленко. В результате проведенной атаки первый из них сбил два, а второй одного Ju-88. Когда не удавалось уничтожить врага обычным способом, советские пилоты шли на таран. Так поступил 23 июля 1943 года младший лейтенант И.Я.Горовец из 64-го ГИАП, ударив крылом своего Як- 7Б немецкий бомбардировщик Ju-87, и хотя крыло его истребителя оторвалось, ему удалось выскочить с парашютом и остаться в живых.

25 июля 1943 года. Более скромной была добыча Н.Шутта. Его пара Як-7Б из 265-го ИАП прикрывала группу Ил-2. Когда они были атакованы двумя Bf-109, Н.Шутт вышел из-под атаки, а затем сбил один из вражеских истребителей.

4 августа 1943 года. Шесть Як-7Б из 728-го ИАП, под командованием капитана Ворожейкина осуществляли воздушное прикрытие советских войск в районе Раково, Пушкарное, Товмаровка. Двенадцать Ju-87 под прикрытием восьми истребителей имели неосторожность войти на этот участок, за что и поплатились - советские пилоты сбили восемь вражеских самолетов, в том числе четыре - Ворожейкин. Это редкий даже в советской литературе пример результативности пилота в одном воздушном бою.

Чертежи

 Як-7Б

Варианты окраски

 Як-7Б Ленинградский фронт
 Як-7Б
 Як-7Б  29-го гвиап
 Як-7Б  434-го иап
 Як-7Б   976-го иап Прибалтийский фронт

Фотографии

 Як-7Б М-105ПА
 Як-7Б М-105ПФ
 Як-7Б М-105ПФ
 Як-7Б на полевом аэродроме
 Модернизированный Як-7Б поздних серий
 Модернизированный Як-7Б поздних серий